Юридическая сторона сделки и бухгалтерское оприходование импортного товара — главные вопросы, который возникают у клиента после предварительного расчёта импортной поставки. В сегодняшней статье разбираемся с документальным оформлением запуска и выполнения, до момента поступления товаров заказчику.
Если Вам некогда читать, рекомендую спуститься в самый конец статьи, где для скачивания выложены бланки агентского договора, поручения и отчёта агента, а также их заполнение на примере реальной импортной поставки.
От предварительного расчёта — к реальной работе
По итогу проведения таможенной аналитики и расчёта сделки заказчик получает таблицу с прогнозом себестоимости импортного товара (методика расчёта подробно описана в цикле статей, начиная с этой, а образец таблицы Вы можете скачать тут).
Вкратце ещё раз перечислю основные составляющие себестоимости:
- покупная стоимость товара с учётом базиса по Incoterms;
- инспекция перед отгрузкой, если нужна;
- фрахт до территории РФ;
- таможенные платежи: пошлина и НДС;
- услуги брокера;
- вывоз на «нашем берегу» до склада заказчика;
- моё вознаграждение.
Если клиента устраивает представленная экономика сделки, мы подписываем агентский договор.
Почему именно агентский?
По целому ряду причин. Первая и главная — работа по агентскому договору позволяет принципалу на общей системе налогообложения предъявить к возврату ввозной НДС, уплаченный мной на таможне. Если бы сделка проводилась по договору купли-продажи, как это принято у многих брокеров, возврат НДС был бы невозможен, т.к. я использую упрощённую систему налогообложения.
Кроме того, агентский договор обеспечивает максимальную прозрачность сделки для клиента. «Закрываясь» отчётом агента, я включаю в него все понесённые расходы и подтверждаю их первичными документами от всех своих контрагентов, таким образом, заказчик видит всех исполнителей и фактические условия совершения сделки: контракты, инвойсы, акты, банковские ордера и т.п.
Рекомендую скачать бланк агентского договора, ссылка в конце статьи.
Поручение агенту — формализация условий
Каждая импортная поставка в рамках агентского договора оформляется отдельным поручением агенту. Подписание поручения даёт старт реальной работе по импорту товаров.
Забегая вперёд, отмечу, что в бухгалтерском учёте я настоятельно рекомендую вести взаиморасчёты именно в разрезе поручений, т.е. создавать в 1С отдельную карточку договора на каждое поручение.
Поручение агенту — основной документ, фиксирующий существенные условия сделки. По сути туда «переезжают» все цифры из прогноза себестоимости. Помимо этого, поручение содержит условия оплаты, размер вознаграждения агента и порядок расчётов с принципалом.
Ниже приведён образец реального поручения агенту (кликните, чтобы увеличить):
На основании поручения агенту я составляю и подписываю спецификацию с китайским поставщиком по внешнеторговому контракту, выставляю счета за товар и услуги.
Как происходит оплата импортной поставки через агента?
Если совсем кратко, то ровно так, как если бы клиент приобретал товары и услуги самостоятельно. С той лишь разницей, что при работе через агента заказчик избавлен от вопросов конвертации, валютного контроля и других сложностей, связанных с внешнеторговыми финансовыми операциями.
Кому платить?
Все платежи осуществляются через агента, то есть принципал оплачивает мои счета, а я рассчитываюсь с поставщиками товаров и услуг. Впоследствии все понесённые расходы попадают в отчёт агента, который я предоставляю заказчику вместе с товаром.
Для расчётов по внешнеторговым операциям я сам приобретаю валюту (по льготному курсу конвертации, выгоднее, чем самостоятельная покупка валюты в банке), предварительно выставив клиенту счёт в рублях.
Когда платить?
График оплат согласовывается в момент размещения заказа. Его конкретные параметры определяются спецификой товара и логистики, но общий принцип остаётся неизменным:
Клиент производит платежи в том же графике, что и я рассчитываюсь со всеми контрагентами по сделке.
Например, если китайский производитель требует 40% предоплаты в момент размещения заказа, а остальные 60% перед отправкой товара, то я выставлю заказчику первый счёт на 40% покупной стоимости товара в рублях по курсу сразу после подписания поручения, а второй — после проверки товара и передачи его в доставку.
Поскольку каждый этап выполнения заказа привязан к календарю, то зная условия оплаты контрагентов, не составляет труда построить график платежей, как в примере ниже:
Распределение платежей по поставке
Наиболее типичный график платежей выглядит следующим образом:
- первый платёж — аванс товар поставщику. Оплачивается сразу после подписания поручения.
- второй платёж — в момент поступления партии на таможню. Включает услуги фрахта и таможенные платежи. Если по спецификации от поставщика товаров предусмотрена отсрочка, то она также оплачивается в этот момент.
- третий и окончательный платёж — после приёмки товара на складе заказчика. Включает все расходы на «нашем берегу»: услуги брокера, доставки до склада заказчика, моё вознаграждение. Также финальный счёт закрывает все «хвосты», оставшиеся с предыдущих платежей. Последние возникают из-за того, что реальный курс обмена валюты всегда отличается от заложенного мной при выставлении счёта.
Как я отмечал выше, конкретные очертания финансового плана импортной поставки определяются сроком изготовления товара и выбранным способом доставки.
Например, при покупке электронных компонентов из наличия и доставкой самолётом, период между оплатой за товар и таможенным оформлением редко превышает 4-5 дней. В такой ситуации целесообразно сразу включить в счёт оплату товара, авиафрахт и таможенные платежи.
Файлы для скачивания
Обещанные бланки и примеры заполнения документов по внешнеэкономической поставке.
Первая ссылка — бланк моего агентского договора ВЭД.
Вторая — пакет документов, заполненных на примере реальной импортной поставки.
Добавить комментарий