Импорт электронных компонентов из Китая — как это происходит на практике

Электронные компоненты — пожалуй, самый востребованный вид товара среди тех что я регулярно импортирую. Клиенты, желающие купить их в Китае, регулярно просят меня рассказать в подробностях, как происходит процесс поставки. После очередного 10-минутного монолога созрел написать статью.  

Подготовительный этап — квотация и таможенная экспертиза

На старте от клиента требуется единственная вещь — список компонентов к закупке. Наиболее удобным форматом предоставления будет файл Excel, содержащий партномер (он же P/N, он же артикул производителя) и количество. Вот так выглядит идеальный запрос за закупку компонентов в Китае:

форма запроса компонетов для закупки в Китае
Идеальная форма запроса электронных компонентов

Обратите внимание, что приведённый пример содержит только партномер и количество — больше ничего! Любая прочая информация скорее мешает, чем помогает, т.к. усложняет автоматизированную обработку запроса.

Запросы без партномеров я принять в работу не смогу.

Запрос отдаётся китайским дистрибьюторам, а также таможенным аналитикам. На обработку среднего по объёму проекта (до 100 позиций) обычно уходит 2-3 рабочих дня. По итогу я получаю информацию, необходимую для расчёта заказа.

Квотация поставщика

Квотация (от англ. quotation — котировка), а по-русски коммерческое предложение, содержит отпускные цены в долларах, условия поставки, а также важную информацию по каждой позиции:

  • производителя (актуально для ситуаций, когда популярный компонент может производиться несколькими фабриками, в т.ч. местными китайскими);
  • дата-код (D/C);
  • срок поставки, если товара нет в наличии;
  • тип упаковки (катушки, коробки и т.п.);
  • минимальный объём заказа позиции (MOQ — Minimum Order Quantity);

Вернувшись от поставщика, отквотированный запрос выглядит примерно так:

цены на компоненты в Китае
Квотация китайского поставщика

Как видно из примера, какие-то позиции найти не удаётся, а другие могут быть не очень свежими. Следуя принципу прозрачности, все квотации я передаю заказчику вместе с моим расчётом.

Таможенная экспертиза

Ни один импортный проект не должен запускаться без тщательного анализа условий ввоза! И особенно это касается электронных компонентов. В силу специфики последних, на них распространяются некоторые особые меры нетарифного регулирования. Подробнее о них можно прочитать в этой статье.

Именно «нетарифка» часто становится непреодолимой преградой для легального импорта электронных компонентов. Вот наиболее типичные факторы, делающие компонент «неввозным»:

  • Обязательная сертификация. Требуется для всех изделий, непосредственно контактирующих с человеком (кнопки, тумблеры, переключатели), а также для электрических кабелей, реле и предохранителей с рабочим напряжением более 50В. Стоимость оформления составляет от 120 тыс. рублей на партию, что ставит крест на экономике, если объём недостаточно велик.

К счастью, нужный сертификат зачастую можно найти у брокера или дружественного импортёра. Многие участники рынка электроники, будучи прямыми конкурентами, тем не менее сотрудничают в области сертификации: выдают доверенности за небольшую плату, а иногда и просто помогают друг другу.

  • Нотификации ФСБ. Особый вид регулирования оборота электронных устройств с функцией шифрования: микросхем, карт памяти, модулей связи, некоторых антенн и датчиков. Направить запрос о включении в реестр нотификаций может только производитель. Единожды предоставленная, нотификация включается в публичный реестр, доступный по ссылке, и любой желающий может свободно ввозить соответствующую деталь или устройство. Но в отсутствие нотификации ввоз совершенно невозможен, безо всяких исключений! Даже одной единицы, для собственного потребления или бесплатно полученной в качестве образца. Самое забавное (хотя в этой дичи, конечно, нет ничего забавного), что отказанный в выпуске по причине отсутствия нотификации товар нельзя даже отправить обратно, т.к. для вывоза с территории РФ также требуется наличие действующей нотификации.
  • Интеллектуальная собственность. Для ввоза известных брендов (Intel, Apple, Samsung и многих других), необходимо подтвердить свои права на торговую марку. Таким подтверждением служит дистрибьюторское соглашение с правообладателем либо официальное письмо от него. Но и здесь не обошлось без специфики! Дело в том, что таможня игнорирует общероссийскую базу товарных знаков ФИПС и используется собственный «Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности» (ТРОИС), также доступный по ссылке. Между ними часто возникают противоречия, когда ту или иную марку можно свободно ввозить, но нельзя продать на территории России, и наоборот.

В процессе таможенной экспертизы помимо анализа нетарифных ограничений, каждой позиции присваивается код НТ ВЭД и определяются ставки ввозной пошлины (для подавляющего большинства электронных компонентов она нулевая) и НДС. Заключение выглядит так:

Заключение таможенной экспертизы

Эта информация также направляется клиенту. Чтобы не пропустить важное, я использую цветную заливку. Как можно догадаться, в приведённом примере отмеченные красным позиции не попали в итоговый расчёт проекта по причине невозможности легального ввоза в РФ.

Расчёт поставки и прогноз себестоимости

Собрав всю информацию, я делаю и передаю клиенту прогноз себестоимости. Подробнее о методике расчёта можно почитать в соответствующих статьях, начиная с этой, а сейчас ещё раз перечислю основные составляющие:

  • покупная стоимость товара по курсу;
  • фрахт до территории РФ;
  • таможенные платежи;
  • логистика на «нашем берегу»: терминал прибытия и доставка до дверей;
  • услуги брокера;
  • моё агентское вознаграждение.

Итоговый документ, который получает от меня заказчик, включает все перечисленные выше затраты и их распределение по товарам. Отдельно рассчитывается НДС, так как впоследствии клиент может предъявить его к возврату.

Все перечисленные выше работы для клиента бесплатны, даже если сделка не состоялась.

Непосредственно импорт и передача товара

После согласования экономики с заказчиком подписывается агентский договор и поручение. Документальное оформление импорта через агента и порядок оплаты подробно разобраны в отдельной статье, там же выложены для скачивания формы контракта и всех документов.

Не буду повторяться, лишь пробегусь по нюансам, связанным с поставкой именно электронных компонентов.

Проверка качества

На практике приёмка компонентов перед отгрузкой осуществляется по фото. Как правило, фотографируется катушка, этикетка, а также маркировка самого компонента. Опытному инженеру достаточно одного взгляда, чтобы отличить оригинал от подделки.

Оригинальные разрядники Bourns родом из Коста-Рики!

Доставка и сроки

С учётом малого веса и высокой стоимости, большинство деталей доставляются авиа-сервисом DHL. Благодаря использованию аккаунта DHL с огромным грузопотоком, цены на услуги экспресс-доставки для моих заказчиков оказываются значительно ниже базового прайс листа. А в части сроков и общей надёжности DHL не имеет равных!

Если требуемые детали удаётся найти в наличии в Шэньчжэне или Гонконге (в большинстве случаев так и происходит), то комплектование занимает 2-4 рабочих дня с даты зачисления аванса на счёт поставщика. Доставка по воздуху до Москвы или Санкт-Петербурга через транзитный аэропорт Европы занимает ещё 2-3 дня, плюс день на терминальную обработку. Далее пара дней на таможенное оформление и столько же на доставку самолётом по России.

Таким образом, если не возникает заминок на таможне, срок поставки обычно укладывается в 10-12 календарных дней с даты зачисления аванса.

Правда, есть 2 исключения.

Во-первых, некоторые бренды имеют ограничение на экспорт из Китая, и их приходится предварительно вывозить в Гонконг, что дополнительно занимает 3-4 дня и стоит в районе $100.

Во-вторых, недорогие и тяжёлые детали (варисторы, блоки питания и т.п.) могут оказаться «нелетучими», как говорят логисты. Затраты на доставку самолётом делают подобные товары нерентабельными. Такие изделия выгоднее везти по по железной дороге, с использованием контейнерных экспрессов. Такой путь значительно дольше: от 20 до 40 дней в зависимости от сезона, загрузки пограничного перехода и терминалов отправления и прибытия.

Гарантии качества и возврат товара

В большинстве случаев возврат товара обратно в Китай либо технически невозможен, либо экономически нецелесообразен, т.к. затраты на логистику и таможенное оформление зачастую превышают стоимость бракованного товара.

Электронные компоненты — редкое исключение. В силу их малого веса и высокой стоимости, нагрузка логистических расходов оказывается относительно низкой, плюс отсутствуют серьёзные проблемы с таможенным оформлением реэкспорта в РФ и Китае. Всё это открывает возможности официального возврата товара ненадлежащего качества.

Мой внешнеторговый контракт не просто предусматривает ответственность иностранного поставщика за качество товара, но детально описывает порядок предъявления и урегулирования претензий. Если товар оказался бракованным, его можно вернуть поставщику с использованием таможенной процедуры реэкспорта. Затраты на одну партию (сбор за подачу декларации, авиафрахт и услуги брокера) составляют в районе 30 тыс. рублей.

Длительные партнёрские отношения и большие объёмы закупки обеспечивают заинтересованность моих поставщиков в дружественном решении спорных вопросов. Все обоснованные претензии моих клиентов оказываются удовлетворены. На усмотрение заказчика бракованные компоненты могут быть уценены, заменены на аналогичные или приняты поставщиком назад с возвратом уплаченных денег.

По вопросу заказа электронных компонентов в Китае свяжитесь со мной или оставьте Ваш номер и я перезвоню.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

Сайт работает на WordPress | Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑