Клиенты часто приходят ко мне с прайс листом в руках и просят приобрести электронные компоненты у своих китайских поставщиков. Роль технического импортёра — штатная и даже комфортная для меня, но основные проблемы возникают, если поставщиков не один, а несколько, не все из них принимают доллары, кто-то не имеет экспортной лицензии, а иногда вообще не говорит по-английски.
С гордостью заявляю, что решил этот вопрос и даже создал в Китае инфраструктуру для организации сборных поставок электроники. Рассказываю, как это работает.
Принципиальная схема
Система состоит из нескольких «слоёв»:
- информационный — характеристики товара, проверка качества, координация на всех этапах;
- юридический и финансовый — приём и перевод оплаты поставщикам, оформление единого инвойса, таможенная очистка экспорта;
- логистический — сбор и консолидация партий, организация доставки и таможенного оформления в России.
Каждый из них находится в относительной независимости от остальных, что придаёт конструкции гибкость и универсальность.
Информация и координация
Я и мои сотрудники находимся в постоянном контакте со всеми поставщиками, заказчиком и китайским экспортёром. Обычно, это реализуется через создание группового чата в WeChat и добавление туда всех участников.
Наличие подобной площадки нельзя недооценивать! Во-первых, она помогает быстро решать вопросы и доводить необходимые инструкции. И во-вторых, наличие общего канала позволяет самим китайцам помогать и разъяснять друг другу непонятные моменты. Моя практика показывает, что даже не понимающие по-английски поставщики не выпадают из процесса.
Оплата поставщикам в долларах и юанях
За эту часть работы отвечает дружественный мне китайский экспортёр. Он получает инвойсы поставщиков и переводит им оплату в долларах или юанях. При необходимости деньги можно переводить даже на счета физических лиц!
Степень взаимного доверия между нами такова, что позволяет делать оплаты в Китае день в день, не дожидаясь зачисления денег. В условиях нестабильных цен и дефицита отдельных компонентов (например, микросхем STM и SimCOM), скорость может оказаться решающим фактором успеха.
Комиссия экспортёра составляет 2% от покупной стоимости товара, я сразу включаю её в цену товара при подготовке спецификации.
Логистика
Физически товар собирается на складе консолидации в Шэньчжэне или Гонконге. Замечу, что упомянутый оператор не единственный и никак не связан с компанией-экспортёром.
После комплектации и проверки товара каждый поставщик получает инструкции по отправке, адрес и контакт склада. Для доставки по Китаю и в Гонконг обычно используется курьерский сервис SF-Express — аналог нашей EMS почты. Стоимость зависит от веса отправления и географии, как правило она не превышает $30.
На складе коробки проверяются по ярлыкам SF-Express и собираются в консолидированные партии для отправки в Россию. Грузоотправителем выступает компания-оператор экспортного склада.
Стоимость услуг составляет около $100 за всю консолидированную партию. Помимо этого, оператор непосредственно оплачивает упомянутые выше расходы на доставку товара и включает их в счёт на свои услуги. Таким образом, вся логистика на «том берегу» оплачивается и принимается к учёту полностью легально.
Update!
С началом военной операции на Украине DHL и все прочие службы экспресс-почты прекратили доставку международных отправлений в Россию. Также значительно осложнилось авиасообщение с Китаем и особенно с Гонконгом — свободной экономической зоной, не требующей таможенного оформления экспорта. Теперь партии отправляются из аэропортов материкового Китая, их «затаможка» сопряжена с многочисленными ограничениями. В частности, из-за запрета на вывоз многих брендовых компонентов некитайского производства, многие товары после проверки и фотографирования перепаковываются и перемаркировываются. Катушки запаивают в непрозрачную плёнку, а из оригинальных лэйблов вымарывается информация о торговой марке и производителе, как на фото ниже.
Документы и оформление импорта
В остальном работа по импорту консолидированных партий не отличается от обычной для электронных компонентов процедуры, подробно описанной в этой статье. Отмечу три специфических момента:
- Таможенная аналитика проводится в самом начале по инвойсам поставщиков, до момента оплаты и заказа в Китае;
- Перед отправкой поставщики получают все необходимые инструкции по маркировке для целей оформления импорта в России. Особенно это касается товаров, попадающих под действие технических регламентов и требующих сертификатов или деклараций соответствия. Эти регламенты помимо прочего включают требования к маркировке: наименование товара и изготовителя на русском языке, обязательное наличие знака ЕАС и т.п. Учитывая совершенно неадекватную, с моей точки зрения, жёсткость санкций за их нарушение (штраф от 50 до 300 тыс. руб. и отказ таможней в выпуске), данный аспект становится очень важным! Поэтому я и мои коллеги сами готовим все необходимые этикетки и проверяем, чтобы они были правильно нанесены;
- Наконец, я всегда самостоятельно изготавливаю все внешнеторговые документы китайского экспортёра: спецификацию, инвойс, описания и т.п., а ему остаётся только заверить их. Подобный подход — единственно возможный в ситуации, когда компания продаёт совершенно незнакомый ей товар, который её сотрудники к тому же даже не видят.
Стоимость услуг консолидации
Поскольку консолидация от нескольких поставщиков сопряжена с повышенными трудозатратами, то помимо обычного агентского вознаграждения (3% от суммы по отчёту агента) я начисляю дополнительно по 500 руб. за каждый включённый в партию инвойс.
В таблице ниже все дополнительные затраты, возникающие в процессе консолидации:
статья | стоимость |
комиссия экспортёра за перевод оплат поставщикам | 2% от покупной стоимости товара |
отправка товара на экспортный склад | $10-40 за поставщика |
услуги экспортного склада | $100 |
дополнительные услуги агента | 500 руб., за каждый инвойс |
Описанная схема изначально разрабатывалась для поставки электронных компонентов, но подойдёт для любых изделий, в том числе крупногабаритных. Для их доставки вместо авиафрахта можно запросто использовать железную дорогу или сборный морской контейнер.
Если Вас интересует закупка компонентов от нескольких китайских поставщиков в юанях, свяжитесь со мной или оставьте Ваш номер и я перезвоню.
Добавить комментарий