Советы предпринимателям, желающим перейти на рынок Китая

Мой экспертный комментарий для статьи «Без брака. Как не обжечься на бизнесе с китайскими партнёрами», опубликованный на «РБК Про» 4 апреля 2022 г. с редакционной правкой. Здесь приведён оригинальный текст.

Выбор поставщика

Что касается выбора поставщика, рекомендую, во-первых, воздержаться от поиска поставщиков на немодерируемых досках объявлений, маркетплейсах (AliExpress), а также площадках, ориентированных на внутренний китайский рынок (1688.com). Правильный инструмент — статусные порталы экспортёров, в первую очередь, alibaba и made-in-china. У поставщиков с этих площадок точно не будет проблем с получением безналичной оплаты из заграницы, и такие понятия как Incoterms и экспортная лицензия не вызовут недоумений. Плюс они точно говорят на английском, а многие — и на русском языке.

Второй критически важный аспект — правильно составленный запрос. Он должен быть максимально детальным и включать как можно больше объективных и измеряемых характеристик товара. Все «белые пятна» могут выйти боком, так как среднестатистический китайский производитель не станет уточнять пожелания клиента, а сделает как ему выгоднее. Поэтому даже самые очевидные, на взгляд заказчика, нюансы должны быть явно прописаны. Кроме того, китайцы не держат товары на складах, а производят под заказ. Поэтому подход «покажите мне цены, а потом я определюсь с количеством» не подойдёт, нужно сразу дать какие-то ориентиры по объёму.

Проверка и оценка поставщиков

Что касается проверки контрагентов, мой опыт показывает, что если заказчик сам хорошо разбирается в предмете, то после получения обратной связи и начала переговоров по существу, он сам быстро выявит и отсеет неподходящих партнёров. По тому, как китайцы отвечают и в каком виде предоставляют информацию (чертежи, стандарты, логистические данные товара) будет сразу видно, кто реальный производитель, а кто — перепродавец, у кого бардак, а у кого хорошая организация и т.п. Моя «воронка» выглядит обычно так. Я отсылаю около 30 запросов поставщикам на «Алибабе» и получаю примерно 20 ответов. Половина отваливается сразу по причине несоответствия требованиям или неадекватных цен, остаётся в районе 10 предложений. После детального обсуждения в «активе» остаётся всего 3-4 компании. У них можно запрашивать образцы, либо отправить к ним на завод инспекционную компанию. Самый лучший способ — это личный визит, но он пока невозможен по причине ковидных ограничений в Китае (по состоянию на момент написания статьи — апрель 2022 г).

Об организации поставки

Что же касается организации поставки, самое главное — не забывать о том, что помимо ставки пошлин и НДС есть ещё нетарифные меры регулирования: обязательное подтверждение соответствия техническим регламентам (сертификаты и декларации), лицензии на ввоз, нотификации ФСБ для электронных модулей с функцией аппаратного шифрования, особые требования к условиям перевозки и хранения отдельных категорий товаров и т.п. Многие из этих мер будут де-факто запретительными либо неподъёмными по экономике.

Поэтому любой проект должен начинаться не с запросов поставщикам, а с таможенной аналитики. Её делают таможенные брокеры и эксперты по ВЭД.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

Сайт работает на WordPress | Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑