Понимание состава и характера расходов на импортную поставку и правильный подсчёт их общей суммы — первый и главный этап расчёта себестоимости ввозимого товара. Он рассмотрен в предыдущей статье цикла «Экономика ВЭД». Теперь время распределить расходы между товарами.
Цель распределения расходов
Цель распределения расходов — в переходе от общей стоимости всей импортной партии к себестоимости каждого отдельного товара в ней.
Навскидку можно было бы предложить просто разделить сумму расходов на общее количество товаров в партии. Такой вариант возможен, это будет распределение стоимости по количеству единиц ввезённого товара. Он подойдёт, но только в случае, когда партия содержит лишь одно наименование товара. Стоит только добавить хотя бы ещё один товар, отличный по цене или весу, и распределение по количеству перестаёт работать, так как теперь различные расходы будут распределяться между товарами неравномерно. Поэтому для формирования достоверной и устойчивой себестоимости необходимо выбирать правильные способы распределения для различных видов расходов.
Способы распределения расходов
Прежде чем приступать к распределению расходов, необходимо сделать некоторые приготовления. А именно собрать товары вашей импортной партии в любую электронную таблицу: Ms Excel или бесплатную онлайн-таблицу Google. Она будет основным инструментом в распределении расходов на импортную поставку.
Пока просто занесите ввозимые товары и количества в партии.
Наименование | кол-во в партии, шт. |
Товар 1 | 200 |
Товар 2 | 100 |
ИТОГО | 300 |
Расходы, относимые напрямую на товар
Не все расходы необходимо распределять по товарам, так как многие из них должны быть отнесены на тот или иной товар напрямую. Это, в первую очередь, покупная цена товара. Зафиксируйте цену и стоимость каждого товара в партии:
Наименование | кол-во в партии, шт. | Цена FOB, $/шт. | Стоимость FOB, $ |
Товар 1 | 200 | 15 | 3 000 |
Товар 2 | 100 | 25 | 2 500 |
ИТОГО | 300 | 5 500 |
Обратите внимание на базис поставки FOB, указанный рядом с ценой. Он имеет важнейшее экономическое значение и поэтому всегда должен быть указан, в том числе и в расчётных таблицах. В нашем конкретном примере базис FOB означает, что в цену включена доставка товара до порта отправки, а также таможенной оформление экспорта силами и за счёт поставщика. Подробнее о стандартных условиях международной торговли Incoterms-2010 читайте в этой статье.
Расходы, распределяемые по весу/объёму
Способ распределения по весу/объёму применяется для всех расходов, связанных с логистикой: доставка, фрахт, терминальная обработка, хранение.
- Простой пример. Поставка включает 5 шт. товара А общим весом 10 кг и 5 шт. товара Б общим весом 30 кг. Транспортная компания берёт за свои услуги $400. Делим общую сумму затрат $400 на общий вес 40 кг, получаем ставку $10/кг. Очевидно, что доставка 10 кг товара А обошлась нам в $100, а 30 кг товара Б — в $300. Делим полученные значения по каждому товару на количество единиц в партии. Получается, что доставка единицы товара А обходится в $20 ($100 за 5 шт.), а товара Б — в $60 ($300 за 5 шт.).
Приведённый пример демонстрирует алгоритм распределения расходов пропорционально весу. Он состоит из следующих математических действий:
- рассчитать вес партии каждого товара, умножив вес 1 шт. на количество в партии;
- рассчитать общий вес поставки, сложив результаты по всем товарам;
- рассчитать долю веса партии каждого товара в общем весе, разделив вес партии на общий вес поставки. Результат удобно представить в процентах;
- рассчитать часть расходов, приходящихся на каждый товар, умножив долю веса на сумму расходов;
- для проверки просуммировать результат по всем товарам. Он должен быть равен исходному (распределяемому) значению расхода.
Время занести данные в таблицу и произвести расчёт. Предположим, сумма расходов за фрахт составила $120:
Наименование | кол-во в партии, шт. | Вес 1 шт., кг | Вес партии, кг | Доля в общем весе, % | Расходы на фрахт |
Товар 1 | 200 | 2 | 400 | 40% | $48 |
Товар 2 | 100 | 6 | 600 | 60% | $72 |
ИТОГО | 300 | 1 000 | 100% | $120 |
Вес или объём?
Логистические расходы можно распределять пропорционально весу либо объёму товара в партии. Что выбрать? Ответ проще, чем кажется на первый взгляд. А приведённый рисунок прекрасно это иллюстрирует:

Всё зависит логистических характеристик вашего товара. Учитывая тот факт, что каждый транспорт имеет конечную грузоподъёмность и «кубатуру», следует выбирать тот показатель, который закончится первым при заполнении вашим товаром.
Расходы, распределяемые по стоимости
Распределение пропорционально стоимости осуществляется по тому же самому принципу, только в качестве базы распределения будет использована не доля веса/объёма товара в общем вес/объёме поставки, а доля стоимости каждого наименования в общей стоимости импортной поставки.
Какие расходы следует распределять пропорционально стоимости товаров? Очевидно, финансовые, размер которых прямо не привязан к цене товаров, но зависит от суммы партии в денежном выражении. Это услуги банка, страхование, вознаграждение посредникам и т.п. Разумно предположить, что чем дороже товар, тем больше на него приходится финансовых расходов.
Для примера распределим расходы на страхование нашей воображаемой поставки в размере $60. Вам необходимо совершить те же действия, что и для распределения расходов на фрахт, только теперь нужно рассчитывать процент стоимости каждого товара в общей покупной стоимости поставки:
Наименование | кол-во в партии, шт. | цена 1 шт., $ | Стоимость партии, $ | Доля в общей стоимости, % | Расходы на страхование |
Товар 1 | 200 | 15 | 3 000 | 55% | $33 |
Товар 2 | 100 | 25 | 2 500 | 45% | $27 |
ИТОГО | 300 | 5 500 | 100% | $60 |
Что дальше?
Чтобы рассчитать себестоимость товаров в поставке, необходимо распределить все расходы, полученные на этапе сбора и подсчёта общей стоимости.
Обоснованно выбирайте способ распределения для каждого вида расходов и делайте расчёт, добавляя колонки в вашу таблицу. Чтобы расчётная таблица не превращалась в необъятную «простыню», имеет смысл группировать однородные статьи и заносить их общей суммой. Для этого рекомендую использовать предложенную мной структуру стоимости импортной поставки.
Последний существенный элемент себестоимости импортного товара — таможенные платежи, будут рассмотрены в следующей статье цикла «Экономика ВЭД».
К чему такая точность?!
Я очень часто слышу упрёки в неоправданно пристальном внимании к распределению расходов на ввозимые товары и замечания вроде: «Ведь всё равно мы заплатим одну и ту же общую сумму и не всё ли равно, как разносить её на ввозимые товары?» Или ещё лучше: «Давайте мы перераспределим часть расходов с более рентабельного товара на менее рентабельный, тем самым “выровняв” экономику поставки.»
Да, я согласен, что распределение расходов — это математическая абстракция, и грузополучатель волен распределять расходы так как сочтёт нужным. Но корректное и экономически обоснованное распределение расходов — единственный способ получения адекватной (т.е. соответствующей действительности) и устойчивой (т.е. вопроизводимой от поставки к поставке) себестоимости ввезённого товара. Всё остальное — самообман: случайный или намеренный.
- Кейс из практики. Клиент ввозил гигиенические средства и распределял расходы на доставку пропорционально количеству товаров, без учёта занимаемого ими объёма. Как правило, в партию входило один-два паллета ватных палочек (~2000 упаковок), ещё около 200 упаковок туалетной бумаги заполняли фургон под крышу (т.е. реальное соотношение объёма было в районе 1:10). Стоимость доставки делилась на общее количество единиц товара (2200), равномерно увеличивая себестоимость каждой. Надо ли говорить, что в первой же поставке, содержащей только бумажные продукты без ватных палочек, себестоимость единицы товара “внезапно” взлетела даже не на проценты, а в разы. Выяснилось, что всё это время клиент фактически продавал туалетную бумагу себе в убыток из-за того, что некорректно распределял логистические расходы.
Отличная статья! Видно, что написана человеком, хорошо разбирающимся в данной теме.