Оплата в Китай

По мере продолжения военных действий на Украине, международные финансы стали одной из основных точек приложения «санкционного рычага». Банковская система России последовательно изолируется от мировой, и это драматически усложняет и удорожает проведение внешнеторговых платежей. В этой статье я расскажу об актуальных способах оплаты в Китай (по состоянию на июль 2024 г.), их стоимости, сроках и рисках. Буду стараться обновлять и дополнять информацию по мере развития ситуации.

Отдельно хочу отметить, что всё написанное ниже — мой собственный опыт или достоверное знание. А все домыслы, слухи и предположения я буду соответствующим образом выделять.

Как устроены международные безналичные расчёты

Прежде чем говорить непосредственно о проблемах с оплатой в Китай и способах их решения, необходимо разобраться, как устроены международные банковские переводы. Все, кому знакомо слово «комплаенс», могут смело пропускать этот раздел.

Когда мы совершаем оплату за рубеж в иностранной валюте (в нашем случае китайских юанях), российский банк переводит деньги на счёт, открытый в иностранном банке-корреспонденте, называемом также «банком-посредником» (англ. intermediary bank). В реальности их может быть несколько, но сейчас это несущественно. Важно, что юрисдикция основного посредника совпадает с валютой платежа. Так, при оплате в долларах корреспондент будет находиться в США, а для юаней — в Китае. Далее деньги с корр. счёта банка-посредника переводятся в банк получателя, а он, в свою очередь, зачисляет средства с собственного корсчёта на расчётный счёт компании, которой предназначается оплата.

Комплаенс-проверки банков

Главный инструмент контроля со стороны банка — это так называемый комплаенс-контроль (от англ. compliance — дословно «соответствие»), т.е. проверка соответствия платежа действующему законодательству и политике банка. Он существовал и до санкций и призван бороться с криминалом и отмыванием денег.

На практике это работает следующим образом. Если банк считает платёж подозрительным, транзакция приостанавливается, а плательщику и/или получателю направляется комплаенс-запрос — то есть требование предоставить дополнительную информацию по переводу: за что именно производится оплата, кто является конечным заказчиком продукции и получателем денег, не связаны ли они с каким-то странами или компаниями и т.п. Ниже типичный пример подобного запроса от банка-посредника (выделил жёлтым, это важно):

пример комплаенс запроса банка по переводу в юанях
пример комплаенс-запроса банка по международному переводу

Ответ подготавливается, подкрепляется документами и официально направляется через банк-клиент. Если банк-инициатор проверки удовлетворён, то платёж проводится, если нет — деньги возвращаются плательщику обратно.

Последнее замечание очень важно! Бытует мнение, что деньги могут быть арестованы, заморожены и даже конфискованы из-за санкций. Такого быть не может — на сегодняшний день у банков-посредников нет юридического механизма применять подобные меры к частным компаниям, даже если транзакция, по их мнению, нарушает санкционный режим. Максимум, что банк может сделать, — это отказаться исполнять платёж и вернуть его обратно. В то же время,

комплаенс-проверки — кропотливый ручной труд, и срок их проведения не регламентирован. Поэтому платёж может застрять на неопределённый срок.

В моей практике сроки прохождения комплаенса в американских банках в середине 2022 года достигали 4 месяцев!

Почему перестали проходить оплаты из России в Китай?

22 декабря 2023 года США в рамках 12-го пакета санкций против России приняли радикальное решение «отключать от финансовой системы страны иностранные банки, принимающие участие в сделках по поставкам товаров и технологий для военно-промышленного комплекса России». Соответствующая директива, в частности, содержит оговорку, что «США введут санкции против зарубежного банка, независимо от того, было ли известно финансовому учреждению, с кем оно сотрудничало». Это поставило под удар не только зарубежных экспортёров в РФ, но также и банки, проводящие оплаты за товары и услуги. А в феврале 2024 года было добавлено ещё одно чрезвычайно важное уточнение о том, что вторичные санкции США будут применяться не только и не столько к банкам-корреспондентам, но в первую очередь к банкам конечных получателей денежных средств. И именно эта поправка существенно затруднила безналичные переводы из России.

Что принципиально изменилось?

До февраля 2024 основной мишенью возможных санкций были банки-посредники, что неудивительно. Будучи «узловыми» точками в системе международных платежей, представляется очевидным именно в них сосредоточить усилия по контролю, и долгое время так и делалось. Но в реальности такой подход почти не повлиял на безналичные расчёты России с внешним миром, разве что увеличил сроки зачисления платежей. Его слабость связана с ограниченностью инструментов проверки в арсенале банка-корреспондента. Основной и практически единственный — это описанный выше комплаенс-контроль. Но его реальная эффективность стремится к нулю, потому что в своём решении банк опирается на информацию, полученную от плательщиков и бенефициаров, т.е. лиц, прямо заинтересованных в проведении платежа. В результате сложилась ситуация, когда корреспонденты исправно и массово рассылали комплаенс-запросы, получали в ответ рисованные инвойсы на продовольствие и детские игрушки, и с чистой душой переводили оплаты в Китай за фактически любые товары.

Поэтому начиная с весны 2024 года «острие санкционного копья» оказалось перенаправлено с банков-корреспондентов на банки конечных получателей.

Одновременно минфин США ужесточил требования к комплаенс-контролю. По факту банки под страхом отключения от мировой финансовой системы обязали самостоятельно проверять и доказывать, что зачисляемый платёж не нарушает санкционный режим. А главным объектом комплаенс-проверок стал не отправитель, а получатель средств. Такой подход существенно расширил возможности для банков. Теперь помимо уже привычных контрактов и инвойсов, у китайских поставщиков начали запрашивать коносаменты, экспортные таможенные декларации, а также документы по предыдущим поставкам.

Описанные нововведения сильно осложнили оплату «чувствительных» товаров. И если совсем недавно поставщик электронных компонентов прекрасно получал платежи с назначением «за детское питание», то теперь банки начали массово возвращать такие переводы.

А как же китайская платёжная система CIPS?

Как известно, межбанковские переводы с использованием аналогов SWIFT — российской СПФС (Система Передачи Финансовых Сообщений) и китайской CIPS (англ. Cross-border Interbank Payment System, но в народе первую литеру также любят расшифровывать как China), непрозрачны для «внешнего мира». Однако, их использование не является стопроцентным решением, потому что полностью спрятать полученные по таким каналам средства невозможно. Деньги «всплывают» в финансовой отчётности, публикуемой банками по международной системе (МСФО) и вызывают обоснованные подозрения американских финансовых властей.

По слухам, в скором времени сам факт использования СПФС будет признаваться достаточным основанием для применения к китайскому банку вторичных санкций.

А почему китайские банки не наплюют на санкции?

Я много раз слышал этот вопрос, даже чаще в форме утверждения, что прагматичные китайцы никогда не откажутся от свалившейся на них выгоды продавать в Россию буквально всё, и рады помочь в обходе санкций. Всё верно, китайцы ведут себя исключительно прагматично. И с этой точки зрения,

для отдельного китайского банка риски потерь от вторичный санкций США перевешивают недополученную прибыль от обслуживания российского импорта.

Впервые я услышал подобное в начале 2024 года от своей знакомой из руководства одного из крупных банков. По её словам, приведённая выше цитата почти дословно была озвучена крупным китайским экспортёром, много лет работающего с Россией, в рамках конференции по вопросам сотрудничества в новых условиях. Это только слух, но мой последний опыт прямых платежей в Китай подтверждает выбор подобной установки китайскими банками.

Способы оплаты поставщикам в Китае

Теперь рассмотрим работающие каналы оплаты. Ещё раз оговорюсь, что будучи легальным импортёром, я рассматриваю только безналичные банковские переводы китайским компаниям от российских юридических лиц. На сегодня (июль 2024) их три.

Прямые межбанковские платежи

Практически неработающий способ по описанным выше причинам. Формально для удачного зачисления поступивших из РФ денег, китайский банк получателя проверяет одновременное выполнение трёх условий:

  • Плательщик должен быть не под санкциями;
  • Банк плательщика должен быть не под санкциями;
  • Товар, за который производится оплата, должен быть не под санкциями.

Если с первым пунктом всё более-менее понятно, то дальше начинаются проблемы. Сейчас в РФ работают два крупных европейских банка: «Райффзайзен» и «Юникредит» — мой основной банк с 2017 года, плюс ворох мелких: «БКС», «Авангард» и т.п. Первые не открывают новые счета, а вторые (я их перепробовал почти все за последние полгода) отличаются отвратительным сервисом, глючным банк-клиентом, а также повальной некомпетентностью менеджеров и валютного контроля.

Ещё хуже с товаром. Низкий поклон коллегам из «Альта-Софт», которые педантично собирают и систематизируют запрещённые к импорту в РФ товары, смотреть тут (внимание к пробелам в кодах ТН ВЭД, фильтр к ним чувствителен). И пусть вас не обнадёживает тот факт, что нужный вам код входит в санкционный список не США и ЕС, а Южной Кореи или другой экзотической страны. Само наличие кода в базе делает невозможным проведение оплаты за него.

По факту под запретом практически все промышленные товары, а 84 и 85 групп (машины, оборудование, электроника) китайские банки вообще боятся как огня!

На деле ситуация ещё хуже. Даже соответствующие критериям платежи, дойдя до банка получателя, попадают в «ад комплаенса», и в 80% случаев возвращаются. У меня создаётся впечатление, что многие китайские банки, только увидев, что платёж из России, сразу же возвращают его «от греха подальше».

Помимо этого, ужесточение проверок неожиданным образом сказывается на деловых отношениях поставщиков и покупателей. Из-за требований банка предоставить экспортную декларацию и транспортные документы, становится невозможным оплатить аванс (т.к. на момент размещения заказа товар ещё даже не произведён). А китайские производители отказываются работать без предоплаты, особенно с новыми партнёрами.

Периодически возникают новости, что «такой-то банк принимает оплаты из России в Китай». По словам источника из банка «Юникредит», их специалисты ВЭД еженедельно собираются, обмениваются данными по проведённым платежам клиентов и формируют списки банков, рекомендованных для прямых оплат тех или иных товаров. Моё к ним отношение — скептическое. Как мне представляется, каждое подобное исключение — это действительно индивидуальный кейс, когда китайский банк доверяет своему клиенту, знает его ассортимент и поэтому готов брать на себя санкционные риски, связанные с зачислением платежей из России. И, как показывает практика, стоит другому поставщику аналогичного «несанкционного» товара открыть счёт в этом же банке, его российский плательщик получает от ворот.

Оплата в Китай через ВТБ

Данный способ оплаты можно считать частным случаем предыдущего, но он стоит особняком и заслуживает отдельного рассмотрения. Банк «ВТБ» уже давно владеет «дочкой» в Китае «VTB Shanghai», но именно сейчас под прессом финансовых санкций эта связка заиграла новыми красками.

Магия в том, что оплаты в Китай из «ВТБ Россия» проходят: от любых плательщиков и за любые категории товаров. Но только в «ВТБ-Шанхай»! По словам самих банкиров, между головной и дочерней структурами налажен прямой внутрибанковский канал, в обход всей международной финансовой логистики. Судя по скорости выполнения платежей (иногда день в день), это действительно так.

Деньги через российского «ВТБ» в «ВТБ-Шанхай» проходят напрямую, в обход всей международной финансовой логистики.

И на этом можно было бы ставить точку и, цитируя Бармалея из известного мультфильма, писать: «Ура, мы спасены!», если бы не одно обстоятельство. «VTB-Shanghai» в Китае находится в полной финансовой изоляции. Деньги в него легко получить из России, но практически невозможно потратить. Лишь некоторые поставщики наладили каналы вывода средств в другие банки, но это занимает время (обычно около недели) и стоит денег — в районе 3%. А с начала июля 2024 банк ввёл новый тариф на оплату в Китай в размере 4% от переводимый суммы, что вместе с затратами на «том берегу» вывело его за грань экономической целесообразности. В настоящий момент я прекратил его использование для перевода оплат по своим заказам.

Забавно, что проблемы с дальнейшим использованием полученных в «ВТБ-Шанхай» денег китайцев не останавливают, и они выстраиваются в многомесячные очереди на открытие счетов (запрос от российского импортёра в наш «ВТБ» может ускорить процесс) и аккумулируют огромные суммы, не теряя надежды найти способ потратить их.

Оплата через агента

Это не просто новая схема оплаты через посредника, но качественно новое явление на рынке финансовых услуг. Его появлению мы обязаны, в первую очередь, Центральному банку, который по мере усиления внешнего давления, планомерно ослаблял валютный контроль, давая всё больше свободы во внешнеторговых расчётах (и по моей оценке, тем самым спас отечественные компании от полной их остановки импорта!)

Суть проста. Между плательщиком и конечным получателем средств добавляется компания-платёжный агент, предоставляющая услуги оплаты в Китае. Он получает деньги на счёт в России или стране бывшего СССР, а через некоторое время средства поступают на счёт поставщика — в той же сумме и за те же товары, но из далёкой от РФ юрисдикции: Австралии, ОАЭ, Малайзии и т.п. В зависимости от географии и валюты контракта, срок зачисления варьируется от двух дней до двух недель.

Отправленные через агента деньги зачисляются китайскому поставщику в той же сумме и за те же товары, но из далёкой от РФ юрисдикции.

Надо отметить, что все дальнейшие движения плательщику неизвестны, и агентская система — «чёрный ящик», но деньги в Китай проходят!

Юридически подобная схема оформляется одним из двух способов:

  • агентский договор, по которому платёжный агент (как правило, компания-нерезидент со счётом в российском банке) платит на основании формальных поручений и «закрывается» отчётами. Комиссия выставляется актом оказанных услуг. Оплата может производиться как в валюте контракта, так и в рублях по курсу агента.
  • услуги платёжного агента юридически никак не оформляются, оплата инвойсов производится только в рублях, а комиссия «зашивается» в курс пересчёта.

В любом случае платёжный агент вводится во внешнеторговый контракт как бенефициар, и оплата ему считается оплатой за товар. Это важное преимущество данного способа, так как с привлечением агента вам не придётся перезаключать внешнеторговый контракт. Ниже ссылка на шаблон доп. соглашения к рекомендованному мной контракту.

Сравнивая подходы, нужно отметить, что первый выглядит более надёжным (есть хоть какое-то юридическое основание для перевода денег, и немалых), но в то же время более бюрократичным. Также нельзя забывать, что оплата комиссии агента-нерезидента — это тоже внешнеторговый перевод, попадающий под валютный контроль, а значит, дорогостоящий и требующий отдельного учёта. Плюс к этому, даже среди профильных юристов пока нет единого мнения относительно включения комиссий в таможенную стоимость товара. Лично я в этом вопросе занимаю осторожную позицию и добавляю услуги платёжных агентов к стоимости, чтобы исключить риски последующих доначислений со штрафами.

На сегодня оплаты через агентов — это работающий механизм. Насколько мне известно, даже самые одиозные оборонные компании с успехом оплачивают свои инвойсы в Китае с помощью этой схемы. Главные минусы — риски и чувствительность к объёмам. На малых оборотах комиссия может достигать 10%, а для получения минимальных ставок 2-3% сумма единовременного платежа должна быть не менее $100 тыс. в эквиваленте.

Что в остатке

Подведём итог. По состоянию на лето 2024 г. я знаю и активно использую три принципиальных способа проведения безналичных оплат в Китай:

  • Прямые межбанковские переводы из банка Юникредит. Самый быстрый и дешёвый способ, но никаких гарантий по срокам и самому факту зачисления. Оплаты могут надолго застревать из-за комплаенс-запросов банков и быть отвергнутыми, даже за самые безобидные товары.
  • Перевод из банка ВТБ в VTB-Shanghai. Гарантированно работает и быстро зачисляется. Но требует от поставщика открытого в Шанхайской дочке счёта и возможности перевести полученные средства в «несанкционный» банк. По опыту тех немногих китайских партнёров, кто научился делать это, вывод занимает около недели и стоит 3% от суммы платежа. Комиссию, разумеется, перекладывают на покупателя через увеличение стоимости в инвойсе.
  • Услуги платёжных агентов. Обеспечивают успешное зачисление оплат и максимальную конфиденциальность истинного плательщика и товара. Срок одна-две недели, стоимость от 3%. Из минусов: чувствительность комиссии к объёмам единовременной оплаты, а также риски, связанные с добавлением в цепочку поставки неподконтрольного сторонам нового звена.

Если Вас интересует услуга легальной безналичной оплаты в Китай, свяжитесь со мной или оставьте Ваш номер и я перезвоню.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

Сайт работает на WordPress | Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑