Упаковочный лист, на профессиональном сленге пакинг (от англ. «packing list», сокращённо «PL»), или упаковочник — пожалуй, самый недооценённый документ в комплекте бумаг для таможенной очистки. Напрасно! Пакинг содержит критически важную информацию, а ошибки могут привести к печальным последствиям. Недаром упаковочный лист входит в обязательный пакет вместе с транспортными документами и инвойсом.
В статье посмотрим, как выглядит упаковочный лист, разберём назначение и существенные реквизиты документа, кроме того, пробежимся по «узким местам», требующим обязательной проверки. В самом конце вы найдёте бланки упаковочного листа и листа загрузки в Excel.
Что такое пакинг и для чего он нужен
Упаковочный лист — товаросопроводительный документ, содержащий перечень товаров в разрезе тарных мест, с указанием количества единиц, веса нетто и брутто, вида упаковки и другой логистической информации, характерной для конкретного вида продукции.
Из определения вырисовывается функционал.
- Во-первых, упаковочный лист — это «физическая карта» вашей поставки, помогающая быстро сориентироваться, в каком ящике/паллете/коробке лежит тот или иной товар. Что в значительной степени облегчает любые манипуляции с грузом при транспортировке, проверке, перетарке, хранении и приёмке.
- Во-вторых, и это не менее важно, для таможни пакинг служит основным источником данных о весе товаров при расчёте их таможенной стоимости и ИТС.
Форма и заполнение упаковочного листа
По традиции будем рассматривать содержание документа с точки зрения таможенного оформления импорта. И первое, что нужно отметить, что пакинг лист не имеет общепринятой формы или шаблона. Совсем! Его даже называют единственным неформализуемым документом в пакете для таможни. Связано это с разнообразием товаров и способов их упаковки и транспортировки: для разных актуальны различные данные.
В реальной жизни я встречал самые невообразимые конструкции, некоторые из которых приходилось буквально расшифровывать! Тем не менее, чтобы упаковочный лист выполнял своё назначение, информация в нём должна отвечать ряду существенных требований.
Итак, пробежим приведённый ниже пример пакинга по порядку сверху-вниз (нумерация пунктов соответствует цифрам на скриншоте):
- Название. Желательно, чтобы оно было, и документ идентифицировался с первого взгляда. Обратите внимание, что упаковочник не является финансовым документом, а потому на него не распространяется требование обязательного перевода на русский язык. Могу подтвердить, что за всю мою практику у меня не возникало проблем с пакингами, составленными по-английски (на китайском подавать, слава богу, не приходилось). Но если есть возможность добавить русский перевод, то хуже не будет точно!
- Указание на партию товара. Очень важно, чтобы упаковочный лист однозначно идентифицировался с вашей конкретной поставкой. Обратите внимание, что в приведённом примере документ не имеет номера и даты, а только ссылку на контракт и инвойс. Также может быть указан номер контейнера, если он известен. Главное, чтобы был указан номер инвойса, т.к. с точки зрения таможенного законодательства, инвойс (и только он) определяет состав ввозимой партии товара. Некоторые поставщики любят вносить в пакинг все реквизиты: наименования и адреса сторон, пункты отправления и назначения, условия по Incoterms. На мой взгляд, это излишне, и несёт больше вреда, чем пользы. Не будучи информативными в конкретном документе, эти данные, в случае их несовпадения с другими документами из пакета, вызовут вопросы инспектора, и даже могут стать основанием для проверочных мероприятий со стороны таможни.
- Общее описание товара. Проверить, чтобы совпадало с данными транспортного документа: коносамента, CMR, ж/д или авианакладной. Не обязательно дословно, но хотя бы в общих чертах.
- Номер, вид и состав каждого тарного места. Лучший вариант компоновки — именно в разрезе грузовых мест. Для каждого указывается номер (и этот же номер должен быть нанесён на соответствующую упаковку, иначе вся затея потеряет смысл) и вид: паллет, ящик, коробка, и т.п. Последнее важно, так так согласно требованиям таможенных органов, должно явно прописываться в декларации. Далее перечисление вложенных товаров с указанием кол-ва единиц и веса нетто. Проверьте, чтобы поименованные в пакинге товары однозначно соотносились с инвойсом. Наконец, вес брутто — указывается для всего тарного места.
- Общие итоги. Подводятся по числу мест, количеству товара, весу нетто и брутто. Должны совпадать с данными инвойса, документов на перевозку, а также любых других бумаг, где они указываются. Не забывайте, что нестыковка в весах — это почти гарантированный фактический контроль, т.е. досмотр с выгрузкой!
Проверка данных упаковочного листа
Итак, упаковочный лист — обязательный и значимый документ для растаможки импортной партии с высокой ценой ошибки. Поэтому важно перепроверить все ключевые цифры до подачи декларации.
Мой чеклист выглядит так:
- Проверка номеров инвойса, контракта, контейнера и других данных, «привязывающих» упаковочный лист к партии товара;
- Сравнение итоговых данных с документом международной перевозки. Главный момент, т.к. с точки зрения таможни, данные из коносамента или авианакладной воспринимаются как объективные, потому что получены из независимого источника. Посмотрите на фрагмент коносамента ниже. Описание товара, число мест и вес в точности совпадают с упаковочником.
Важный нюанс для контейнерных перевозок. В коносаменте часто написан вес нетто и брутто всего контейнера (на приведённом примере он не указан). Важно помнить, что для затаренного контейнера нетто — это товар внутри, со всеми паллетами и ящиками, а брутто — общий вес, включая массу самого порожнего контейнера. Поэтому вес нетто из коносамента должен совпадать с весом брутто из пакинг листа!
- Сравнение общего количества и веса нетто с документами партии: инвойсом и спецификацией.
- Проверка веса брутто каждого места. Поскольку у вас нет возможности удостовериться в правильности указанных значений, рекомендуется хотя бы сравнить суммарный вес нетто в ящике с указанным на него весом брутто. Соотношение этих показателей не должно выходить за рамки разумного.
Помимо здравого смысла, у таможни есть специальный риск соотношения веса нетто и брутто в коде (о системе управления рисками на таможне кратко тут). И очень желательно, чтобы отправитель всё-таки взвешивал запакованные ящики, т.к. это первый показатель, который будет перепроверяться при таможенном досмотре.
Ещё один чрезвычайно важный момент, актуальный для контейнерных железнодорожных перевозок. По правилам безопасности при ж/д перевозке на территории России, вес брутто одного грузового места в контейнере не должен превышать 1500 кг. В противном случае груз не будет принят к перевозке без крепления внутри контейнера, причём услугу монопольно предоставляют сами РЖД. Поверьте мне, вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения от этой процедуры! Чего стоит один только эскиз, срок и стоимости разработки которого сопоставимы со всей перевозкой.
Проверка в разрезе кодов ТН ВЭД. Листы загрузки
Если расхождение веса — это прелюдия к досмотру, то некорректное распределение транспортных расходов между товарами — к доначислениям и штрафам. Как мы знаем, в рамках таможенных процедур товары в партии объединяются по кодам ТН ВЭД, и дальнейшие расчёты производятся в разрезе этих групп, при этом базой начислений является таможенная стоимость.
Затраты на международную перевозку — существенный фактор таможенной стоимости. Согласно законодательству, распределение этих расходов производится пропорционально весу брутто соответствующих кодов.
В реальной практике это делается на основании данных из упаковочного листа.
Данный вопрос встаёт особенно остро, если в одной партии едут товары под несколькими кодами ТН ВЭД с разными ставками таможенных платежей, потому что их расклад по весу будет оказывать влияние на базу расчёта. И пусть разница в деньгах скорее всего будет незначительной, но сам факт некорректного распределения, если будет обнаружен, гарантированно повлечёт за собой штрафы со стороны таможни.
Для проверки и последующей подачи информации в таможню я рекомендую оформлять лист загрузки (по-английски «loading list«, сокращённо «LL»). Он содержит краткую сводку из инвойса и упаковочного листа, но уже в разрезе кодов ТН ВЭД.
Помимо логистических данных, в нём указывается и стоимость, чтобы все значимые цифры были под рукой. Если ввозимая партия занимает несколько контейнеров, то листы загрузки делаются на каждый контейнер, с расчётом общих итогов. Такие значения удобно проверять уже в рамках кодов ТН ВЭД (как это и будет делать таможня). Обратите внимание на соотношение веса нетто и брутто в приведённом примере. Прикинуть ИТС также не составит труда, достаточно разделить стоимость кода на его вес нетто.
Таким образом, лист загрузки — это ещё и мощный инструмент проверки контрольных значений вашей партии перед подачей декларации!
Брокер и таможенный инспектор будут вам благодарны, увидев лист загрузки в вашем пакете документов. Его даже необязательно требовать от поставщика. Можно сделать самостоятельно и приложить в качестве справочного материала.
Проблема нескольких кодов в одной коробке
В реальной жизни возникает один неприятный казус, которым не брезгует воспользоваться таможня для предъявления несправедливых претензий декларанту (привет пресловутой «галочно-палочной» системе). Зачастую в одном тарном месте могут быть товары под разными кодами ТН ВЭД. Посмотрите на ящик №20 в на скриншоте в самом начале статьи. В нём одновременно содержатся отводы (код 73072310000) и переходы с тройниками (код 73072390000). Поскольку вес брутто 640 кг указан за грузовое место целиком, нет никаких документально подтверждённых способов разбивки этого веса. Обычно она делается приблизительно, исходя из веса нетто товаров (чтобы не «поехало» соотношение). В конкретном случае это не проблема, потому что ставка пошлин одинаковая и государственный бюджет не пострадает при любом раскладе. Но вот если ставки пошлин не совпадают, инспектора любят пересчитывать долю транспортных расходов по итогам досмотра с взвешиванием и штрафовать за недостоверное декларирование. И хотя вины импортёра нет, и подобные решения повально отменяются после обжалования в вышестоящем таможенном органе, непосредственно в момент оформления защиты от подобного произвола не существует. Поэтому по возможности следует избегать ситуации с упаковкой в один ящик товаров под разными кодами ТН ВЭД.
Наконец, возникает забавный технический момент, связанный с тем, что число мест в листе загрузки обязано быть целым числом. Но это невозможно, если два и более кода лежат в единственном ящике. Обратите внимание на выделенные красной рамкой ячейки.
P.S.
Наверное, вы обратили внимание, что я назвал приведённый в самом первом разделе упаковочный лист «почти идеальным», и хотите узнать, почему. Два замечания. Во-первых, было бы неплохо продублировать информацию на русском языке, хотя бы заголовки колонок. И во-вторых, это не видно в статье, но наименования товаров в пакинге (вид- размер — сталь), не в точности совпадают с формулировками в инвойсе и спецификации. Товары идентифицируются, но для этого требуется вникать и сравнивать. Лучше чтобы совпадали один в один. Но, как было сказано в самом начале, упаковочный лист — единственный неформализуемый документ таможенного оформления.
Файлы для скачивания
Обещанные формы заполненного упаковочного листа и листа загрузки вы можете скачать в формате Excel:
Добавить комментарий