Все, кто имел дело с таможенным оформлением импорта или хотя бы наводил справки на этот счёт, наверняка слышали такие термины как «ИТС» и «таможенная ставка», либо брокер многозначительно предупреждал, что «стоимость ниже риска».
Время разобраться с этими понятиями, так они действительно играют важную роль в процессе таможенного оформления и несут в себе реальные риски для импортёра.
Что такое ИТС
Индекс таможенной стоимости (ИТС) рассчитывается очень просто — это отношение таможенной стоимости товара к его весу нетто. Иными словами, ИТС показывает, сколько стоит 1 кг ввозимого товара. Все остальные термины вроде «таможенной ставки» — просто другие названия того же явления.
При расчёте ИТС нужно помнить, что таможенная стоимость ввозимого товара включает не только сумму покупки, которую вы заплатили иностранному поставщику, но и многие расходы, возникшие до пересечения товаром границы. Подробнее о расчёте таможенной стоимости можно прочитать в этой статье. Поэтому расхожее выражение «цена ниже риска» не совсем корректно.
Для чего важно знать ИТС?
Чтобы убедительно ответить на этот вопрос нужно чуть-чуть представить, как работает таможня, в частности, её система управления рисками.
Таможенная статистика и система рисков
С учётом огромного и нескончаемого товаропотока, ни один пост не способен проверять не то что 100% деклараций, но даже сколько-нибудь значимую их долю — абсолютное большинство поставок выпускается «на автомате». Чтобы максимально эффективно использовать ограниченный ресурс более тщательной проверки (изучение документов, рентген, досмотр и т.п.), таможня опирается в своей работе на гигантскую по объёму и сложности информационную систему, которая собирает и хранит статистику всех поставок. Она в режиме реального времени сравнивает контрольные значения декларируемой партии со статистикой по аналогичным товарам. Большие отклонения и прочие «нестыковки» — указатель на возможное недостоверное декларирование и повод для более пристального изучения.
Эти математически выведенные и статистически обоснованные индикаторы и называются таможенными рисками. Их великое множество, в том числе весьма экзотические. Например, риск подачи декларации в выходной день (когда многие профильные отделы таможни отдыхают).
Для каждого риска прописан порядок действий при его возникновении: от запроса дополнительных документов до обязательного досмотра с полной выгрузкой товара.
Декларирование товара с ИТС ниже определённого уровня — серьёзнейший таможенный риск, гарантирующий проблемы при выпуске и чреватый серьёзными финансовыми потерями.
Установленный таможней минимальный ИТС называется «рисковой» или «проходной» ставкой.
И снова ТН ВЭД…
Как несложно догадаться, те самые контрольные значения ставок таможенной стоимости установлены для кодов ТН ВЭД (для тех, кто не в курсе, что такое ТН ВЭД, рекомендую ознакомиться с её кратким описанием в этой статье).
Рисковые ставки назначаются на основе статистических данных за период, как правило, последние полгода. Это закрытая информация для служебного пользования, но любой уважающий себя брокер имеет возможность узнать проходной ИТС интересующего товара.
Почём килограмм Apple?
Подобный бездумный способ установки рисковых ставок методом «средней температуры по больнице» часто приводит к парадоксальным значениям.
Если в течение продолжительного времени в каком-то коде преобладает ввоз дорогостоящих товаров, это неминуемо ведёт к росту средних ставок на этот код. Особенно подобные эффекты сильны в сегментах с высокой добавленной стоимостью брендов.
Чем опасен ввоз «ниже риска»?
На практике декларирование «ниже риска» — серьёзная проблема. Не зря в профессиональной среде рисковые ставки называются «проходными».
Таможня крайне болезненно относится к попыткам декларирования ниже минимальной ИТС. Этому есть несколько взаимосвязанных причин:
- во-первых, ИТС ниже риска указывает на возможное намеренное занижение стоимости в целях сокращения платежей — то, с чем призвана бороться таможня;
- во-вторых, это напрямую влияет на выполнение планов по сборам в бюджет, т.к. при построении планов прогноз товарооборота переводился в финансовые показатели именно по ставкам риска;
- наконец, выпуск по ставке ниже риска автоматически «тянет вниз» всю последующую статистику кода, что также не приветствуется федеральной таможенной службой (ФТС).
По этим причинам инспектор сделает всё, чтобы либо не выпустить товар по заявленной стоимости, либо собрать неопровержимые доказательства её правомерности, прикрыв тем самым собственные тылы на случай последующего «разбора полётов».
Последствия для импортёра
Декларирование ниже риска гарантированно создаёт проблему в виде дополнительной таможенной проверки, направленной на подтверждение стоимости. В зависимости от величины отклонения, общего объёма партии и степени изощрённости инспектора, запрос может включать:
- заверенный поставщиком прайс-лист;
- официальный запрос стоимости и протокол переговоров по цене;
- публичная информация, подтверждающая реальность заявленных цен, например, скриншоты с сайта;
- договора и счета-фактуры на реализацию аналогичных ранее ввезённых товаров на территории РФ;
- прайс-листы оптовых продавцов аналогичного товара в РФ;
- официальное заключение независимой экспертной организации, аккредитованной при торгово-промышленной палате;
- многое другое, чего иногда даже не представить заранее…
В результате проведения доп. проверки импортёра ждёт один из трёх возможных финалов:
- Выпуск товара по заявленной стоимости — окончательная и безоговорочная победа! Ведь помимо решения проблемы ввоза конкретной партии успешный выпуск создаёт прецедент и попадает в таможенную статистику. А значит, будет на что ссылаться при всех дальнейших ввозах.
- Корректировка таможенной стоимости (КТС) — напротив, самый худший из возможных раскладов. Таможня принудительно увеличивает стоимость для целей расчёта пошлин и НДС. Помимо роста платежей сам факт КТС очень плох для импортёра. Во-первых, он также создаёт прецедент и попадает в статистику, что автоматически сказывается на последующих ввозах. Во-вторых, это бьёт по репутации импортёра на таможне и увеличивает вероятность «срабатывания» других рисков в будущем. В-третьих, КТС является решением, которое очень трудно отменить, даже если оно оказалось неправомерным.
- Условный выпуск под обеспечение — это промежуточный вариант: ни нашим, ни вашим. Суть его в том, что таможня не задерживает товар, но выпускает его «условно»: вопрос таможенной стоимости и окончательной суммы налогов остаётся открытым. При условном выпуске всегда назначается доп. проверка, а окончательное решение принимается после рассмотрения всех затребованных документов. Главная неприятность в том, что импортёр обязан перечислить на счёт ФТС денежный залог, гарантирующий выполнение обязательств на случай, если заявленная стоимость не будет подтверждена. Поэтому такой выпуск называется «под обеспечение».
На практике выпуск под обеспечение наиболее вероятен, и в среде брокеров его принято считать удачным исходом. Импортёр сразу получает свои товары, лишь на время замораживает деньги и после прохождения доп. проверки получает «красивую» статистику для последующих ввозов. Инспектор тоже по-своему в выигрыше — он не «режет» импортёра и сам не «подставляется» под возможные санкции за выпуск ниже риска. Пикантность заключается в том, что в отличие от выпуска по заявленной стоимости, где инспектор несёт персональную ответственность за принятое решение, доп. проверка проводится дюжиной подразделений, а её результат утверждается зам. начальника поста.
Можно ли ввозить ниже риска?
Да, безусловно! Более того, в свете приведённых выше принципов назначения проходных ставок, иногда весь ассортимент ввозимых на потоке товаров может «выпадать» из риска. И это не повод отчаиваться.
Залог успешного ввоза ниже риска — в выборе надёжных партнёров и хорошей предварительной подготовке.
Очень важно заранее корректно рассчитать ИТС своих товаров, присвоить верный код ТН ВЭД, уточнить актуальную проходную ставку, собрать сведения о практике выпусков на интересующем таможенном посту.
Все эти сведения должен предоставить брокер. Как правило, он также в курсе практики условных выпусков и поможет с прогнозом ожидаемого размера обеспечения.
Ну а выпуск по заявленной — это «высший пилотаж»!
В своей более чем 10-летней практике мой клиент всего единожды подвергся КТС, впоследствии не отменённой полностью, но смягчённой на основании жалобы в ФТС. Также я могу похвастаться 100% успешным прохождением доп. проверок при условных выпусках.
Если Вас интересует таможенное оформление с индексом таможенной стоимости ниже риска, свяжитесь со мной.
Добавить комментарий