Любой, кто хотя бы раз получал прайс лист на товар у иностранного поставщика, встречал 3-буквенную аббревиатуру: EXW, FOB, CPT и т.п. Возможно, кто-то даже и не обратил внимания на этот непонятный шифр. И напрасно, так как условия по Incoterms (а это именно они) в значительной степени определяют экономику импортной сделки!
Что такое Incoterms и для чего они нужны
Incoterms (или по-русски «Инкотермс») — это набор стандартных условий поставки товара для использования в международной торговле. Главное преимущество Incoterms — в однозначности толкования по всему миру.
Сама система появилась в 1936 году и с тех пор пережила несколько редакций, последней на сегодняшний день являются Incoterms-2010. Версия 2020 года в настоящий момент находится в разработке.
Какие существенные условия поставки определяются базисом по Инкотермс:
- распределение между продавцом и покупателем расходов на доставку и таможенную очистку товара, т.е. какие логистические услуги включены в цену товара;
- момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;
- момент выполнения поставки продавцом.
Incoterms не являются обязательными, и вы вольны закрепить в договоре любые другие условия, но я не рекомендую делать этого. Наоборот, формулировка об обязательности исполнения Инкотермс во внешнеторговом контракте будет примером хорошей юридической практики.
Почему это так важно?
Потому что затраты на доставку и таможенное оформление могут превышать покупную стоимость самого товара. И то, кто их будет нести: продавец или покупатель, в значительной мере отразится на вашем финансовом результате.
Согласитесь, цена $10 с передачей товара у ворот фабрики в стране изготовления (EXW) и те же $10, но включая оформление экспорта и доставку в РФ (CFR) — это, как говорят в Одессе, две большие разницы!
Поэтому при сравнении цен от разных поставщиков необходимо обязательно обращать внимание на заявленные условия по Incoterms. Либо заранее определяться с необходимыми вам и сразу запрашивать цену EXW, FOB или CFR.
Не просто 3 буквы
Прежде чем перейти к обзору непосредственно условий, необходимо отметить ещё один важный момент. В практике помимо шифра всегда указывается географическое наименование, обычно город. Например, EXW Shenzhen или CFR Vladivostok. Данное место принято называть «базисом поставки».
Суть в том, что та самая включённая в цену доставка должна осуществляться не «вообще», а в строго определённое место. Продолжая предыдущий пример, можно сказать, что для клиента на северо-западе России CFR Vladivstok — это не то же самое, что CFR Saint-Petersburg.
Таким образом, для полного и окончательного понимая условий вашей импортной сделки нужно знать код Incoterms и базис поставки.
Группы условий
Первая буква аббревиатуры определяет так называемую группу условий, которая, в свою очередь, указывает на момент перехода обязательств и рисков:
- группа Е (EXW) — никакой логистики в цене товара, все риски несёт покупатель;
- группа F (FAS, FOB, FCA) — основная перевозка не оплачена продавцом, цена включает лишь доставку товара до терминала отправления и загрузку в транспортное средство;
- группа C (CFR, CIF, CPT, CIP) — основная перевозка оплачена продавцом, цена включает лишь доставку товара до терминала прибытия;
- группа D (DAT, DAP, DDP) — доставка до места назначения оплачена продавцом.
В практике оптовых поставок группа D применяется редко, потому что работу с транспортом и таможней в России удобнее и дешевле выполнять своими силами, чем доверять иностранному поставщику. Поэтому в рамках данной статьи я не буду рассматривать условия группы D.
Море и всё остальное
Доставка морем имеет свою специфику, поэтому для морского фрахта сформулированы отдельные условия Incoterms: FAS, FOB, CFR и CIF. С учётом того факта, что содержательно они повторяют свой «сухопутный» аналог, эти термины будут рассмотрены вместе.
Содержание условий Incoterms
Итак, перечень основных условий поставки по Inceterms и их краткое описание:
EXW (ex works, франко-завод)
Товар передаётся в стране изготовления, как правило, на территории завода или склада поставщика. Поставка считается выполненной, когда товар пересёк ворота склада. С этого же момента риск утраты товара ложится на покупателя.
Всю логистику и таможенное оформление экспорта и импорта также оплачивает покупатель.
FCA (free carrier, франко-перевозчик) и FOB (free on board)
В цену товара включена доставка до терминала отправления и оформление экспорта.
Условия FOB применяются исключительно для доставки морем. В соответствии с ними цена товара включает загрузку товара на борт судна, а моментом перехода рисков и ответственности от продавца к покупателю служит пересечение товаром поручней судна (романтично). Для всех остальных видов транспорта используется FCA.
Ещё один вариант FAS (free alongside ship) — это почти полный аналог FOB, но не включая загрузку товара на борт судна. В своей практике я никогда не встречал примеров использования FAS.
Ключевой момент условий группы F для импортёра — в обязательстве поставщика оформить экспорт товара. Любые проблемы на таможне в стране отправления станут его, а не нашей «головной болью»!
CPT (carriage paid to) и CFR (cost and freight)
В цену товара включена вся логистика «на том берегу» и основная перевозка в страну назначения: морем (CFR) или любым другим транспортом (CPT). Поставщик несёт расходы и риски таможенного оформления экспорта в стране отправления.
Товар передаётся покупателю на терминале прибытия в стране назначения: морском порту или аэропорту, на ж/д или автомобильном терминале. Обратите внимание, что риск утраты и случайной гибели переходят на покупателя в момент выхода груза из терминала отправления.
CIP (carriage and insurance paid to) и CIF (cost, insurance and freight)
Точно то же самое, что CPT/CFR, но в цену товара помимо основной международной перевозки включается и страховка, оплаченная поставщиком.
Настоятельно рекомендуется для дорогостоящих и хрупких товаров!
Добавить комментарий