Сертификация продукции при оформлении импорта

Речь в статье пойдёт о сертификации как мере нетарифного регулирования импорта и практических аспектах оформления документов для целей прохождения таможни. Материал отражает изменения, введённые постановлением правительства №353 от 12.03.2022.

О нетарифном регулировании коротко

Если совсем просто, то любые инструменты государства, оказывающие влияние на внешнюю торговлю, и при этом не связанные со ставками пошлин, относятся к мерам нетарифного регулирования.

В теории самыми популярными считаются квотирование и лицензирование импорта, по крайней мере именно они первыми упоминаются во всех учебниках и статьях на эту тему. Квотирование предполагает ограничение общего объёма импорта, а лицензирование ограничивает круг компаний, которым разрешено ввозить тот или иной товар.

За свою уже более чем 10-летнюю практику я ни разу не сталкивался с подобными ограничениями. А вот требования обязательной сертификации ввозимого товара встречаются в реальной жизни сплошь и рядом. Давайте разбираться с ними.

Сертификация импортных товаров

Планируя импорт, первым делом необходимо узнать, какие конкретно документы соответствия потребуются для таможенного оформления.

Где можно найти корректную и актуальную информацию на этот счёт? Чтобы ответить на этот вопрос, разберёмся, кто устанавливает требования.

Источники требований сертификации в области ВЭД

Итак, за сертификацию ввозимых товаров отвечают:

  • Коллегия Евразийской Экономической Комиссии (ЕАК) Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) — постоянный межгосударственный орган, вырабатывающий общие таможенные правила. В частности, выпускают технические регламенты таможенного союза (ТР ТС). Их требования действуют на территории всех стран-участниц ЕАЭС, найти текст можно на сайте http://www.eurasiancommission.org/;
  • Правительство РФ имеет право своими постановлениями устанавливать дополнительные требования в области сертификации импортных товаров. Они действуют только на территории РФ. Соответствующие решения публикует федеральная таможенная служба (ФТС) на сайте http://customs.ru/.

Но на практике данные ресурсы едва ли помогут импортёру из-за их отвратительной навигации и бесконечных «простыней» канлелярита.

Публичная информация о необходимых для ввоза сертификатах

Для целей поиска общей информации о нужных сертификатах отправляю вас на любимый сайт о таможне TKS, где все данные прекрасно структурированы и изложены в наглядном виде.

Обратите внимание, что все меры нетарифного регулирования, в том числе, сертификация, привязаны к коду ТН ВЭД, что ещё раз возвращает к мысли о важности выбора и обоснования кода ввозимого товара.

Введя в поле поиска интересующий код и нажав на значок «%», скрутите открывшееся новое окно вниз. После информации о ставках таможенных платежей вы увидите примерно следующее:

информация о сертификации с сайта tks.ru
Информация о сертификации с сайта tks.ru

Как следует читать такую информацию:

  1. Знак кавычек открывает новый подраздел, посвящённый очередному документу. Здесь же указывается его вид: сертификат, декларация и т.п.;
  2. Стандарт или технический регламент (ТР), на соответствие которому необходимо подтверждать ваши товары;
  3. Виды или конкретные наименования товаров, на которые распространяется необходимость оформления данного документа соответствия;
  4. Документ-основание. Как раз на случай, если потребуется обратиться к первоисточнику.

Техническое описания товара и «отказные» письма.

Обратите внимание на самое первое предложение п.3 в приведённом выше примере. Оно указывает, что обязательной сертификации подлежат исключительно элементы подвижного состава поездов. И поясняет, что решение о принадлежности конкретного товара к указанной группе инспектор будет принимать, опираясь на доказательства, предоставленные самим декларантом, либо аккредитованной лабораторией.

С учётом того, что оформление отдельных сертификатов обходится в несколько сотен тысяч рублей, вопрос о включении или не включении конкретного товара в число подлежащих обязательной сертификации становится чрезвычайно важным!

Отсюда три рекомендации:

  • Во-первых, окончательное решение о необходимости сертификации товара должен принимать таможенный брокер и нести ответственность за результат. Поэтому всегда требуйте информации о мерах нетарифного регулирования, желательно в письменном виде. Своим клиентам я всегда предоставляю подобную экспертизу;
  • Во-вторых, к тексту технического описания товара следует относиться с максимальной серьёзностью! Ведь это и есть те самые доказательства, на которые опирается инспектор. Зачастую наличие всего одного «неправильного» слова в тексте станет указанием на принадлежность вашего товара к другой, менее выгодной для вас группе. Поэтому всегда согласовывайте текст описания с брокером;
  • Наконец, письмо от органа по сертификации или аккредитованной лаборатории всегда имеет больший вес в глазах таможенного инспектора, чем любые объяснения от декларанта. Поэтому при наличии сомнений оформите так называемое «отказное» письмо. Это официальное письмо от аккредитованной организации, что данный конкретный товар не подлежит обязательной сертификации.

Сертификат и декларация соответствия. В чём разница?

Очень часто в графе о требуемых документах написано «сертификат или декларация соответствия». То есть для целей ввоза будет достаточно предъявить любой из двух вариантов и необходимо выбрать, что оформлять.

В чём принципиальное отличие декларации от сертификата соответствия?

  • Декларация соответствия — это официально зарегистрированная публичная гарантия импортёра, что ввозимый им товар соответствует заявленным требованиям. Оформляется на производителя, может включать несколько однотипных товаров под разными торговыми марками, не требует предоставления образцов самих товаров. Изготавливается в течение одного дня, стоит в районе 15 тыс. рублей (по состоянию на момент публикации этой статьи);
  • Сертификат соответствия — это подтверждение соответствия конкретных товаров заявленным требованиям по итогам испытаний. Испытания проводятся аккредитованной лабораторией с соблюдением установленных процедур. Оформление сертификата — дело длительное и трудоёмкое. По некоторым регламентам требуется даже личное посещение завода-изготовителя экспертом из лаборатории! Стоимость услуг сертификации начинается от 70-80 тысяч и может достигать миллиона рублей и более.

Очевидно, что декларация соответствия — это такой light-режим. Для целей ввоза и таможенного оформления она всегда будет предпочтительнее сертификата. Но если товар ввозится с целью дальнейшей перепродажи в России, необходимо уточнить требования сертификации при обороте на внутреннем рынке. Возможно, здесь будет требоваться именно сертификат.

Оформление на партию или на серию

Здесь всё просто, но не без нюансов. Если разрешительный документ оформляется на серию (серийный выпуск), его он будет распространяться на неограниченное количество товара, ввозимого в РФ в течение срока действия документа. Обычно сертификаты оформляются на год, а декларации соответствия — на 3-5 лет. Технически сертификат также можно оформить на несколько лет, но после вступления в силу изменений в законодательство, ужесточающих требования сертификации, вам потребуется каждый год актуализировать его, проводя так называемый инспекционный контроль. То есть заново проходить все лабораторные испытания.

В отличие от серийного выпуска, сертификаты и декларации на партию всегда привязаны к конкретному инвойсу (поскольку именно инвойс является документом, формирующим партию товара, подробнее здесь). Они содержат явное указание на номер и дату инвойса в своём тексте. Ввезли товар — документ «сгорел».

декларация соответствия на партию товара с указанием номера и даты инвойса
Фрагмент одной из оформленных на меня деклараций соответствия с сайта «Росаккредитации». В самом верху — указание на инвойс

Что касается упомянутого нюанса, он состоит в возможности ввозить несколько партий товара под одним разрешительным документов, оформленным «на партию», и у меня был такой опыт. Суть его в том, что товар может быть произведён единой партией, но ввозиться частями. В этом случае оформляется один т.н. «генеральный» инвойс, который содержит общий объём (и на него изготавливается сертификат), а затем каждая поставка товара ввозится под отдельным инвойсом. При этом очень важно, чтобы каждый партионный инвойс имел ссылку на генеральный, между ними не должно быть расхождений по артикулам и ценам.

Вообще, подобная схема — рискованная, т.к. не описана в законодательстве, но в то же время и не запрещена, и решение в каждом конкретном случае будет приниматься таможней. Поэтому она должна быть во всех деталях описана брокеру и согласована с ним. Лично я сталкивался с ситуацией, когда Владивостокская таможня отказывалась принимать подобные конструкции, а Тверская — соглашалась (что возвращает к вопросу использования внутритаможенного транзита).

Использование «чужих» сертификатов и деклараций

Можно ли предъявить при ввозе документ, оформленный на другую компанию, при условии, что наименование товара и производитель совпадают? Да, но только с разрешения заявителя. Вам потребуется получить доверенность на использование сертификата или декларации соответствия. А с учётом широкой практики photoshop-подделок, таможня требует также предоставить распечатку сертификата с «живой» печатью и собственноручной подписью доверителя.

Практические рекомендации при оформлении сертификата соответствия для целей ВЭД

По опыту моих клиентов, хочу обратить внимание на два «подводных камня». Они неочевидны, но несут в себе значительные финансовые риски.

Во-первых, технические регламенты в числе прочего содержат требования к маркировке товара. Этикетка обязана содержать ряд обязательных сведений на русском языке (наименование изготовителя и его адрес, срок службы и т.п.) и иметь на видном месте знак Евразийского соответствия (ЕАС). Проверьте это до момента отправки товара — потом будет поздно что-либо менять! Таможенники очень любят досматривать товары под сертификацией и выискивать несоответствие маркировки. «Драконовские» штрафы от 50 до 300 тыс. рублей делают с первого взгляда невинное нарушение (забыли адрес указать) серьёзным ударом по экономике, не говоря о коррупционном потенциале.

знак ЕАС

Без такого знака, нанесённого с соблюдением указанных пропорций, вы рискуете не пройти таможню, даже имея на руках документ, подтверждающий соответствие

Во-вторых, вы обязаны подтвердить факт ввоза образцов для целей сертификации. А это отдельная таможенная процедура. В последнее время участились случаи запроса таможенных деклараций на ввоз образцов. А невозможность их предоставления влекла за собой аннулирование сертификатов и огромные штрафы на импортёров задним числом.

Облегчённый режим ввоза по 353 ПП

С началом военных действий на Украине и последовавшими за ним санкциями, российские власти предприняли ряд мер по облегчению импорта. Постановление правительства №353 от 12.03.2022, известное как «353 ПП», существенно снизило требования к документам подтверждения соответствия.

До 31 декабря 2023 года можно оформлять декларации соответствия вместо сертификатов. Они изготавливаются только на партию товара (не серийный выпуск), ввоз образцов не требуется, отменяются требования к маркировке товара.

Правда, данное послабление действует не для всех товарных групп. По этой причине каждый ввозимый товар должен быть предварительно проверен на предмет попадания в исключения.

Помимо этого активно обсуждается возможность использовать для ввоза разрешительные документы, оформленные на других заявителей при условии совпадения товара и производителя, но на момент написания этого текста (декабрь 2022) таможенные органы не принимают «чужие» документы без доверенностей. Тем не менее, принятые меры действительно здорово сокращают время и затраты, качественно облегчают импорт.

Своим клиентам я оказываю услуги по оформлению необходимых разрешительных документов.

Поделиться ссылкой:

Сертификация продукции при оформлении импорта: 2 комментария

Добавьте свой

  1. такая чушь в у вас написана в блоге))) про декларацию и сертификат просто абсолютная ересь)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

Сайт работает на WordPress | Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑