Расчёт себестоимости импорта отдельных товаров в партии

Понимание состава и характера расходов на импортную поставку и правильный подсчёт их общей суммы — первый и главный этап расчёта себестоимости ввозимого товара. Он рассмотрен в предыдущей статье цикла «Экономика ВЭД». Теперь время распределить расходы между товарами.

Цель распределения расходов

Цель распределения расходов — в переходе от общей стоимости всей импортной партии к себестоимости каждого отдельного товара в ней.

Навскидку можно было бы предложить просто разделить сумму расходов на общее количество товаров в партии. Такой вариант возможен, это будет распределение стоимости по количеству единиц ввезённого товара. Он подойдёт, но только в случае, когда партия содержит лишь одно наименование товара. Стоит только добавить хотя бы ещё один товар, отличный по цене или весу, и распределение по количеству перестаёт работать, так как теперь различные расходы будут распределяться между товарами неравномерно. Поэтому для формирования достоверной и устойчивой себестоимости необходимо выбирать правильные способы распределения для различных видов расходов.

Способы распределения расходов

Прежде чем приступать к распределению расходов, необходимо сделать некоторые приготовления. А именно собрать товары вашей импортной партии в любую электронную таблицу: Ms Excel или бесплатную онлайн-таблицу Google. Она будет основным инструментом в распределении расходов на импортную поставку.

Пока просто занесите ввозимые товары и количества в партии.

Наименованиекол-во в партии, шт.
Товар 1200
Товар 2100
ИТОГО300

Расходы, относимые напрямую на товар

Не все расходы необходимо распределять по товарам, так как многие из них должны быть отнесены на тот или иной товар напрямую. Это, в первую очередь, покупная цена товара. Зафиксируйте цену и стоимость каждого товара в партии:

Наименованиекол-во в партии, шт.Цена FOB,
$/шт.
Стоимость FOB,
$
Товар 1200153 000
Товар 2100252 500
ИТОГО3005 500

Обратите внимание на базис поставки FOB, указанный рядом с ценой. Он имеет важнейшее экономическое значение и поэтому всегда должен быть указан, в том числе и в расчётных таблицах. В нашем конкретном примере базис FOB означает, что в цену включена доставка товара до порта отправки, а также таможенной оформление экспорта силами и за счёт поставщика. Подробнее о стандартных условиях международной торговли Incoterms-2010 читайте в этой статье.

Расходы, распределяемые по весу/объёму

Способ распределения по весу/объёму применяется для всех расходов, связанных с логистикой: доставка, фрахт, терминальная обработка, хранение.

  • Простой пример. Поставка включает 5 шт. товара А общим весом 10 кг и 5 шт. товара Б общим весом 30 кг. Транспортная компания берёт за свои услуги $400. Делим общую сумму затрат $400 на общий вес 40 кг, получаем ставку $10/кг. Очевидно, что доставка 10 кг товара А обошлась нам в $100, а 30 кг товара Б — в $300. Делим полученные значения по каждому товару на количество единиц в партии. Получается, что доставка единицы товара А обходится в $20 ($100 за 5 шт.), а товара Б — в $60 ($300 за 5 шт.).

Приведённый пример демонстрирует алгоритм распределения расходов пропорционально весу. Он состоит из следующих математических действий:

  1. рассчитать вес партии каждого товара, умножив вес 1 шт. на количество в партии;
  2. рассчитать общий вес поставки, сложив результаты по всем товарам;
  3. рассчитать долю веса партии каждого товара в общем весе, разделив вес партии на общий вес поставки. Результат удобно представить в процентах;
  4. рассчитать часть расходов, приходящихся на каждый товар, умножив долю веса на сумму расходов;
  5. для проверки просуммировать результат по всем товарам. Он должен быть равен исходному (распределяемому) значению расхода.

Время занести данные в таблицу и произвести расчёт. Предположим, сумма расходов за фрахт составила $120:

Наименованиекол-во в партии, шт.Вес 1 шт., кгВес партии, кгДоля в общем весе, %Расходы на фрахт
Товар 1200240040%$48
Товар 2100660060%$72
ИТОГО3001 000100%$120

Вес или объём?

Логистические расходы можно распределять пропорционально весу либо объёму товара в партии. Что выбрать? Ответ проще, чем кажется на первый взгляд. А приведённый рисунок прекрасно это иллюстрирует:

заполнения еврофуры по весу и объёму
варианты 100% заполнения еврофуры


Всё зависит логистических характеристик вашего товара. Учитывая тот факт, что каждый транспорт имеет конечную грузоподъёмность и «кубатуру», следует выбирать тот показатель, который закончится первым при заполнении вашим товаром.

Расходы, распределяемые по стоимости

Распределение пропорционально стоимости осуществляется по тому же самому принципу, только в качестве базы распределения будет использована не доля веса/объёма товара в общем вес/объёме поставки, а доля стоимости каждого наименования в общей стоимости импортной поставки.

Какие расходы следует распределять пропорционально стоимости товаров? Очевидно, финансовые, размер которых прямо не привязан к цене товаров, но зависит от суммы партии в денежном выражении. Это услуги банка, страхование, вознаграждение посредникам и т.п. Разумно предположить, что чем дороже товар, тем больше на него приходится финансовых расходов.

Для примера распределим расходы на страхование нашей воображаемой поставки в размере $60. Вам необходимо совершить те же действия, что и для распределения расходов на фрахт, только теперь нужно рассчитывать процент стоимости каждого товара в общей покупной стоимости поставки:

Наименованиекол-во в партии, шт.цена 1 шт., $Стоимость партии, $Доля в общей стоимости, %Расходы на страхование
Товар 1200153 00055%$33
Товар 2100252 50045%$27
ИТОГО3005 500100%$60

Что дальше?

Чтобы рассчитать себестоимость товаров в поставке, необходимо распределить все расходы, полученные на этапе сбора и подсчёта общей стоимости.

Обоснованно выбирайте способ распределения для каждого вида расходов и делайте расчёт, добавляя колонки в вашу таблицу. Чтобы расчётная таблица не превращалась в необъятную «простыню», имеет смысл группировать однородные статьи и заносить их общей суммой. Для этого рекомендую использовать предложенную мной структуру стоимости импортной поставки.

Последний существенный элемент себестоимости импортного товара — таможенные платежи, будут рассмотрены в следующей статье цикла «Экономика ВЭД».

К чему такая точность?!

Я очень часто слышу упрёки в неоправданно пристальном внимании к распределению расходов на ввозимые товары и замечания вроде: «Ведь всё равно мы заплатим одну и ту же общую сумму и не всё ли равно, как разносить её на ввозимые товары?» Или ещё лучше: «Давайте мы перераспределим часть расходов с более рентабельного товара на менее рентабельный, тем самым “выровняв” экономику поставки.»

Да, я согласен, что распределение расходов — это математическая абстракция, и грузополучатель волен распределять расходы так как сочтёт нужным. Но корректное и экономически обоснованное распределение расходов — единственный способ получения адекватной (т.е. соответствующей действительности) и устойчивой (т.е. вопроизводимой от поставки к поставке) себестоимости ввезённого товара. Всё остальное — самообман: случайный или намеренный.

  • Кейс из практики. Клиент ввозил гигиенические средства и распределял расходы на доставку пропорционально количеству товаров, без учёта занимаемого ими объёма. Как правило, в партию входило один-два паллета ватных палочек (~2000 упаковок), ещё около 200 упаковок туалетной бумаги заполняли фургон под крышу (т.е. реальное соотношение объёма было в районе 1:10). Стоимость доставки делилась на общее количество единиц товара (2200), равномерно увеличивая себестоимость каждой. Надо ли говорить, что в первой же поставке, содержащей только бумажные продукты без ватных палочек, себестоимость единицы товара “внезапно” взлетела даже не на проценты, а в разы. Выяснилось, что всё это время клиент фактически продавал туалетную бумагу себе в убыток из-за того, что некорректно распределял логистические расходы.
Поделиться ссылкой:

Расчёт себестоимости импорта отдельных товаров в партии: Один комментарий

Добавьте свой

  1. Отличная статья! Видно, что написана человеком, хорошо разбирающимся в данной теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

Сайт работает на WordPress | Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑